понедельник, 27 января 2014 г.

РЕПОСТ: Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Репост: Как дети финансовую систему по полочкам разложили



Задала училка по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.



Ну а чо – тема предпринимательство, пусть покреативят на тему
внутришкольного бизнеса. Школа-то ‒ модель государства. И пятиклассники
взялись за домашку как никогда ретиво. И вот ‒ урок, презентации.



Не по возрасту громоздкая отличница подробнейше разложила, как она
комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические
перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и
эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на
шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации,
контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети.
Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей,
школьников и даже для продажи на экспорт.



И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.

‒ Все вы, ‒ говорит она одноклассникам, ‒ начинали свои бизнес-планы со
слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.

По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?

‒ Условия у меня такие, ‒ продолжает девочка, ‒ каждый может взять любую сумму под 20% годовых.

‒ Как любую? И миллион можно, ‒ вскинул голову дремавший на задней
парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.


Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите – в конце года эти деньги
нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст ‒ забираю имуществом.

‒ Чо, весь бизнес отберешь? ‒ возмутилась, алея щеками, толстая отличница.

‒ Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.

‒ Нормальные условия. Даже отличные, ‒ взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, ‒ я согласен.

За ним все закивали голосами ‒ такой добрый и щедрый банк всем понравился.



‒ Ну вот, ‒ продолжила тихая «банкирша», ‒ в начале года я выдам гору
денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного
бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и
плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках ‒ только гора, 20%, которые я
потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я
заберу 20% школы.

За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а
кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будеи и половины
необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом
случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.


Следующий год ‒ еще 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я
буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии,
бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и
я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.



Класс
затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У
кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.



‒ Нафиг такой банк, ‒ первым ожил второгодник Вовочка, ‒ без банка обойдемся.

‒ Точно! ‒ зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, ‒ без
банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять
друг на друга.

‒ И как ты расплатишься за мороженое, ‒ искренне
удивилась «банкирша», ‒ каблук от сапога отломишь и отдашь? А с
работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать
станет – будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб
булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, ‒ «банкирша» кивнула на
отличницу общественного питания, ‒ согласна она кедами оплату принимать.


‒ А мы будем друг другу расписки писать! ‒ нашелся айтишник.


Хорошая идея, ‒ согласно кивнула «банкирша», ‒ и через три дня у
каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася
меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом
со всем этим разобраться?

Класс снова затих. Бледная учительница
нервно крутила браслетку на запястье, с рассеянно поглядывая то на
понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.



‒ Это, ‒ вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, ‒ Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?

‒ Конечно, ‒ пожала плечами девочка. Это же элементарно.

‒ Тогда это… ‒ Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на
костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, ‒ Иванова, возьми меня на
работу. Если кто свое отдавать за долги не будет – я помогу. Ага? А мне
много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но
промолчал), я там игровую зону сделаю.

‒ Хорошо, ‒ тут же согласилась «банкирша», ‒ будешь силовым ведомством.

‒ Не, ‒ промычал Вовочка, ‒ давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!



«Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:

‒ Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все
равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так
вот, я отдам тебе 10% школы.

‒ А мне что делать? ‒ осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.

‒ Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня
будешь ты. Вся эта возня ‒ учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года
кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20%
годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля – 10% от моей, все
честно.

‒ А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? ‒ повеселела веселушка.

‒ Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать
деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако,
ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не
существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я
отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я ‒ хозяйка.



‒ Нафиг такую хозяйку, ‒ булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.

‒ МарьПална, ‒ повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в
полусознательном состоянии училке, ‒ и вы не расстраивайтесь. Я дам вам
большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по
другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо
работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они
работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить
мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?



В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.